Продолжая рассуждать о времени, могу сказать, что с того самого случая в Венеции, Время стало для меня и союзником, и другом, и ценностью. И чем дальше, тем больше мне хочется самостоятельно выбирать людей, ситуации и дела, на которые я готова тратить свое время. Настроив себя таким образом, я стала обращать внимание на тех людей, которые считают себя вправе распоряжаться моим временем, моим вниманием, и мной, забыв спросить, что я думаю по этому поводу.

Сначала я только удивлялась происходящему, потом я начала выставлять границы, сейчас меня просто вынуждают напоминать о правилах приличия. Сталкиваясь с этим практически ежедневно, я решила написать об этом целую заметку, потому что меня эта ситуация реально волнует. Я не беру в расчет те ситуации, когда я – всего лишь винтик системы, и теряю свое время в очереди в магазине, в банке или на почте. Я хочу поговорить о тех ситуациях, которые возникают между мной и моими клиентами.

У меня достаточно много клиентов, среди них участники моих тренингов, а также люди, которые консультируются у меня по различным вопросам. Это могут быть разовые консультации, а может быть и регулярный коучинг в течение нескольких лет. Большинство – деловые люди, и с ними не возникает никаких лишних вопросов, и работать с ними – моральное и финансовое удовольствие. Такие люди уважают и ценят себя и свое время, а также время других людей. Консультации, терапия или тренинги с такими людьми, проходят в обстановке обоюдной работы и всегда приносят максимально возможный результат. Но, примерно четверть клиентов, самодисциплиной, воспитанием, и уважением к окружающим людям не отличаются, и именно с такими людьми, у меня часто возникают проблемы. Люди, помешанные на личностном росте, обязательно скажут, что если у меня есть такие клиенты, значит, эта тема у меня самой не проработана. Ерунда. Есть просто плохо воспитанные люди, или считающие, что их проблемы как минимум Вселенского масштаба, и все вокруг должны бросить все свои занятия, и заниматься только ими.

Мне не нравится, когда мне звонят после полуночи, или начиная с семи утра. Особенно восхищает фраза « а что, Вы спите?», иногда отвечаю, «нет, что вы, жду вашего звонка». Я считаю, что неприлично являться на консультацию на 20 минут раньше, с формулировкой «а мне так удобно было». Ставит в тупик вопрос: «а как до вас доехать?» (Господа, во всех телефонах давно стоят навигаторы, или посмотрите по карте). Умиляет, когда во время серьезной работы раздается звонок, и бойкий голос впервые идущего на консультацию клиента сообщает, что он будет через 20 минут, видимо ожидая от меня бурного восторга по этому поводу. Но самые «любимые» клиенты, это те, кто несколько раз пишут, звонят, назначают встречу – и не приходят.

Ой, забыла упомянуть тех, кого я ставлю иногда в черный список, а иногда просто игнорирую. Это те, кто пишет мне долгую историю своей жизни, требуя консультацию в интернете. Потом узнав, что я работаю за деньги, очень удивляются по этому поводу, предлагают мне поработать с ними бесплатно. Во-первых, потому что у них уникальный случай, и я явно смогу повысить свой профессионализм, работая с ними. Во-вторых, такие как я, должны работать бесплатно, потому что это повысит мой духовный уровень. А если я еще бесплатно приеду к ним домой, чтобы поработать со всеми их домашними – это мне зачтется в карму, как проработка гордыни. Вот такими заботливыми иногда бывают люди.