В отличие от первичной, вторичная выгода не так очевидна, и чтобы ее понять, нужно либо хорошо знать человека, либо хорошо разбираться в человеческой мотивации.

Вторичная выгода – это сомнительные преимущества от целого ряда защитных реакций, сознательно или бессознательно включаемых человеком, помогающих ему заблуждаться на свой счет. К вторичной выгоде относят обиды, страхи, чувство вины, готовые сценарии, а также все виды защитных реакций, оправдывающие те или иные поступки человека в его же глазах.

Например, человек совершает нехорошие поступки по отношению к кому-либо, и оправдывает себя тем, что ранее ему была нанесена обида, и это дает ему право так поступать. Т.е. говоря более простым языком, вторичная выгода, это та скрытая выгода, о существовании которой человек усиленно пытается не догадаться, чтобы ему не пришлось с ней разбираться.

К сожалению, именно вторичная выгода скрывает истинную мотивацию поступков, и является внутренним побудителем для различных действий. Более того, вторичная выгода очень часто многослойна, и состоит из противоречивых чувств и мыслей, в которых трудно разобраться. Она провоцирует реактивное состояние и мышление, пребывая в котором, человек действует либо по определенному сценарию, либо на уровне неосознанных инстинктов.

Методы решения проблемы:

Самостоятельно определить собственную вторичную выгоду очень сложно, т.к. любому человеку свойственно обманывать самого себя. Поэтому, работая со своей вторичной выгодой, начните с проработки ее составляющих, и только потом определяйте все свои оставшиеся вторичные выгоды. Составляющими вторичной выгоды могут быть: обида, вина, страхи, 5 сценариев, несколько видов психологических защит, и реактивное мышление в принципе. Прорабатывать это нужно по отдельности, самостоятельно или со специалистами.